aif.ru counter
Ольга Ефимкина 0 103

Между народами. Смоленский эксперт-конфликтолог о дружбе национальностей

Армянка Анаит Хачатрян помогает людям адаптироваться в России, не потеряв связь с родной культурой.

Чтобы развивать дружбу народов, не обязательно быть чиновником-дипломатом, считает Анаит Хачатрян. Любовь к людям и увлечение родной культурой превратили выросшую на Смоленщине армянку в просветителя, занимающегося гармонизацией межнациональных отношений. Она организует экспедиции в Армению для россиян, помогает детям в адаптации к российской школе, содействует межнациональным семьям и постоянно популяризирует культуру родной страны.

«Островок Наири»

Ольга Ефимкина, «АиФ-Смоленск»: Наш земляк писатель Борис Васильев говорил о Смоленске как о плоте, на котором плывут прибитые к нему волнами истории люди разных национальностей. Как получилось, что вы живёте на Смоленщине?

Анаит Хачатрян: Выбор был сделан не мной. Мой отец, Тигран Арташевич Хачатрян, родом из армянского сёла Лчаван. Он окончил школу милиции и мог поехать работать в несколько городов – Ростов, Москву, Смоленск и, кажется, Львов. И он выбрал Смоленск не просто так. Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны мой дедушка, его отец, был ранен под Смоленском. И в госпитале на улице Фрунзе он, как сам говорил, «получил свою вторую жизнь». Детство я провела в селе Боголюбово Холм-Жирковского района. Несмотря на то что мы приехали из другой страны, я никогда там не чувствовала себя чужой. Я знаю, что история названия Боголюбово другая, но на вопросы родственников из Армении о том, почему мы живём там, я всегда говорила: «Это место, которое любит Бог».

Справка
Анаит Хачатрян родилась в 1975 году в с. Лчаван (Армения). Живёт на Смоленщине с 3 лет. Окончила естественно-географический факультет СГПУ. Работала учителем географии и биологии в сельской школе. С 2006 по 2014 года занималась общественной работой в армянской общине. На данный момент – руководитель СРООГНО «Единство и согласие», эксперт-конфликтолог по национальным вопросам.

- Как получилось, что вы занялись общественной деятельностью?

- Всё началось с армянской общины. В 2006 году, будучи в декретном отпуске, я на общественных началах я начала там вести кружок для детей. Я исходила из того, что мне в своё время было интересно как ребёнку, который очень любит свою родину и скучает по землякам, по родной речи, по народным праздникам. Сначала это было моим хобби, но очень быстро стало основным занятием. Я была счастлива, когда родители говорили мне: «Ты знаешь, мой ребёнок сегодня впервые за обедом говорил со мной полностью на армянском, а потом я приехал на концерт, и он там по-армянски запел! Я смотрел и плакал». Уже через год вокруг меня образовался молодёжный клуб «Островок Наири». Наири – это одно из древних названий Армении, а «Островок Наири» – маленький островок родины на Смоленщине. Надо сказать, молодёжь у нас собиралась от 12 до 83 лет (смеётся). По совету председателя армянской общины мы открыли газету, и я стала редактором. В 2007 году по приглашению Министерства диаспор я презентовала эту газету в Армении, и нас наградили за лучший дебют. Моя работа набирала обороты, и вокруг меня стали появляться не только армянские дети, но и ребята других национальностей. Я предложила общине расширить поле деятельности, но на это не пошли. Я прекрасно понимаю, что у национального дома просто другие цели и задачи, поэтому наши пути разошлись. В 2015 году я зарегистрировала свою первую общественную организацию. С 2018 года я руковожу Смоленской региональной организацией гармонизации национальных отношений «Единство и согласие».

Дружба народов – руками людей

- Один из проектов этой организации связан с экспедициями в Армению. Чем они отличаются от обычных турпоездок?

- Всё началось летом этого года с «Недели Армении» в креативном пространстве «Штаб». Пришло множество людей, которым мы рассказывали легенды об Армении, знакомили с её историей, угощали национальными вкусностями, показывали, как они готовятся. И некоторые из гостей сказали: «Нам срочно нужно в Армению!» Так я и решила помочь в организации познавательной экспедиции – совместной поездки, в которой я стала проводником. Я помогла построить маршрут, подсказала, где лучше жить , что посмотреть. Устроила так, что наши путешественники жили в армянских семьях. Они не приезжали на всё готовое, как туристы, а исследовали Армению. Конечно, армянам в принимающих семьях было немного непривычно: у нас гости считаются царями в доме, а тут они бросались помогать, собирали фрукты, варили хозяевам борщи. Но гостеприимству и радушию всё равно не было предела.

- Какие ещё проекты вы ведёте?

- В прошлом году меня пригласили стать одним из экспертов в группе при администрации области, которая занимается профилактикой терроризма, ксенофобии и национализма. Обсуждался вопрос о проведении классных часов для школьников, но я предложила организовать игру между школами. Команда каждого учебного заведения должна будет за определённое время изучить культуру какой-то страны, подготовить национальный костюм и танец, выучить несколько слов или выражений, а потом представить всё это жюри. Идею поддержали, в игре в ноябре этого года должны принять участие пять учебных заведений. Думаю, что мы выберем страны, национальные общины которых представлены в Смоленске. Я буду вести переговоры с представителя национальных домов, чтобы они выделили наставников для каждой из команд. Ещё один наш проект будет называться «Жемчужина двух культур». В межнациональных семьях, где мама и папа разных национальностей, родители часто не понимают, какой культуре учить ребёнка, и в результате зачастую он не узнаёт ни одной. Мы считаем, что нужно, по мере сил, знать обе культуры – это огромные плюс для ребёнка, который делает его настоящей жемчужиной.

- Есть ли у вас проекты, которые помогают иностранцам ближе познакомиться с Россией?

- На базе 2-й школы создали экспериментальный класс, где я занимаюсь с детьми из Армении: помогаю адаптироваться к учёбе на русском языке и жизни в Смоленске. Заняться этим мне предложил директор школы. Я разработала программу по адаптации и уже провела первое занятие. Я бы хотела, чтобы нашлись и другие педагоги, которые, например, знают русский и таджикский, русский и азербайджанский, украинский, литовский и другие языки. Я призываю их откликнуться. Это был для них дополнительный заработок, и они оказали бы неоценимую помощь детям.

«В моём доме нет ни одного телевизора»

Культура против конфликтов

- Приходилось ли вам урегулировать межнациональные конфликты?

- Я не сталкивалась с ними в Смоленской области. Я считаю, что небольшие стычки, когда, к примеру, подрались 20-летние студенты армянин и азербайджанец, не являются межнациональными конфликтами. Да, педагоги зовут в таких случаях меня, чтобы разобраться. Но, как правило, причина тут в личных отношениях, а нация – только повод. Бывает, что дети обижают в школе мигрантов, говоря: «Возвращайся туда, откуда приехал». Я тоже прихожу и объясняю, что каждый имеет право жить там, где ему нравится – в России, в Армении, хоть на Южном полюсе. Но никто не имеет права плохо отзываться о другой стране и её жителях. Прежде чем говорить так, нужно узнать, что это за страна, какая у неё история и культура. Тогда и обижать кого-то расхочется, ведь нас пугает и отталкивает неизвестное. К сожалению, ксенофобские настроения часто идут из семьи и подкрепляются в СМИ. Там, например, по телевидению всё время говорят о мусульманах в контексте проблем терроризма. И дети, не понимая сути, думают, что это одно и тоже. Именно поэтому в моём доме нет ни одного телевизора. Я считаю, что взрослые могут прочитать новости и в интернете, а детям это вообще не нужно.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как определить утечку газа и как действовать в случае ее обнаружения?
  2. Какие документы нужны для получения выплаты на первого ребенка?
  3. Как уберечь ребенка от падения из окна? Памятка следственного комитета

Должны ли жители Смоленска сами выбирать мэра?