aif.ru counter
Ксения Федорчук 1 682

Маринист-подводник. Художница пишет картины в акваланге на морском дне

Наталья Струкова рассказала «АиФ-Смоленск», как она справляется с подводной «невесомостью» и почему рыбки пытаются съесть ее картины.

Наталья Стручкова / Из личного архива

​Представьте себе человека в полном обмундировании для дайвинга – водолазном костюме и маской-аквалангом, да еще с палитрой красок прямо на дне морском. У него есть от 30 минут до полутора часов, на сколько хватит воздуха в баллонах, чтобы создать свой очередной шедевр - подводный пейзаж маслом. И это не выдумка, а реальность, можно сказать, трудовые будни художницы Натальи Струковой, единственного в Смоленске живописца, создающего свои пейзажи с натуры под водой.

Таинственное исчезновение красного

Много лет назад Наталье Струковой кто-то из друзей показал журнал с маленьким мутным изображением иностранного дайвера, который попытался сделать рисунок во время погружения. Профессиональный художник с соответствующим образованием за плечами, страстно увлеченный дайвингом, Наталья подумала: а почему не совместить два любимых дела? Но не все получилось с первого раза: первый опыт создания картины под водой получился не самым удачным.

Живопись и дайвинг - два увлечения Натальи, которые она решила совместить. Фото: Из личного архива / Наталья Стручкова

«Я, помню, тогда купила холст с обычной грунтовкой в обычном же художественном салоне в Севастополе. Погрузилась, написала красивейший коралловый риф, поднялась наверх, а картина просто «поплыла» в моих руках. Весь написанный слой пленкой стал сползать с холста, - вспоминает Наталья. - Желатиновый слой грунтовки на холсте растворился - и вот результат. Расстроилась очень».

Не все просто и с красками. Оказывается, на глубине в соленой воде красный цвет очень видоизменяется, он уходит, словно исчезает с палитры. Глаз художника его не наблюдает.

«Заканчиваешь работу под водой, всплываешь, и каждый раз удивляешься: красные тона, которые ты сам используешь в работе, постоянно для тебя становятся сюрпризом. Вот оно, оказывается, как все выглядит там на самом деле», - рассказывает Наталья Струкова.

Теперь художница точно знает, как не допустить подобных недоразумений. Путем долгих проб и ошибок она подобрала и правильный грунт, и краски, что теперь позволяют писать и в пресной, и соленой воде.

Время на создание картины всегда ограничено - его ровно столько, на сколько хватит воздуха в баллонах. Фото: Из личного архива / Наталья Стручкова

Владение плавучестью

Кстати, не всегда Наталье удается поработать в полном одиночестве. А вернее - почти никогда. Любопытных зрителей на дне морском предостаточно. Они так и норовят заглянуть, что делается на холсте, улечься на палитре и даже попробовать краски на вкус.

«В Черном море есть такие рыбки - «ласточки», - рассказывает художница. - Так они не просто окружают тебя стайкой во время работы - они начинают пробовать на вкус краску. Краска, которую я использую, делается на основе льняного масла. Видимо, именно оно им так нравится. Они стараются отщипнуть ее везде: на палитре, мастихине (художественный инструмент вместо кисти, которым живописец наносит краску на холст. - прим. авт.), прямо с картины. А морские собачки и королевские креветки и вовсе укладываются группками на палитре. Приходится аккуратненько отодвигать их, чтобы взять краску».

На вопрос, как Наталья умудряется справиться с «подводной невесомостью», если можно так выразиться, и как вообще возможно удержать палитру, холст да и самому ненароком не всплыть при вдохе под водой, художница пожимает плечами: мол, это несложно, когда много лет профессионально занимаешься дайвингом. Есть такое понятие - «владение плавучестью». Именно этими навыками приходится пользоваться. А работа держится с помощью специальной веревки, которая продевается прямо через холст и фиксируется на чем-нибудь неподвижном.

По словам Натальи, каждая картина на суше выглядит иначе, нежели под водой. Фото: Из личного архива / Наталья Стручкова

«Здесь очень важно не помешать какому-нибудь подводному обитателю, не повредить его домик или не разрушить коралл, - делится Наталья. - Ведь там, под водой, почти каждый сантиметр наполнен жизнью. Иногда мне помогает мой сын, который с шести лет ныряет со мной с аквалангом».

А еще, по словам Натальи Струковой, разные моря имеют свои особенные краски. Красное море под толщей воды голубое или синее, с очень яркими обитателями и невероятных цветов растениями. Черное море там, в глубине, зеленое, с пейзажами более сдержанных тонов. Средиземное - это что-то среднее между Черным и Красным, с промежуточными цветовыми гаммами и своими особенными оттенками. Все это видно на картинах Натальи. А вот Азовское, оказывается, совершенно непригодно для живописи. Оно, по словам художницы, абсолютно непрозрачное. Постоянные волны и даже шторма оставляют в воде множество взвесей.

На работы Натальи Струковой можно полюбоваться в смоленском Доме художника. На лестничном пролете между первым и вторым этажом на самом видном месте висят три ее удивительные картины, изображающие причудливые ландшафты на дне моря, которые не каждому из нас доведется наблюдать воочию. К слову, работы мастера можно купить, ведь Наталья, будучи профессиональным художником, зарабатывает живописью на жизнь. А еще передает свои знания подрастающему поколению: рисованию и на суше, и под водой она обучает в собственной изо-студии.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Anton Matveyev[facebook]
    |
    18:20
    28.09.2014
    0
    +
    -
    Где примеры картин то? Сложно показать ?
Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как в Смоленской области будут утилизировать мусор?
  2. Какие документы нужны для получения выплаты на первого ребенка?
  3. Как стать участником проекта «По страницам Красной книги»?

Нравится ли вам электронное табло на площади Победы в Смоленске?