Михаил Ефимкин 1 8197

Механический монстр. Что произошло с первой отечественной подлодкой

17 января исполняется 146 лет со дня рождения ученого, кораблестроителя, одного из создателей первой русской подводной лодки «Дельфин» Ивана Горюнова.

«Дельфин» на почтовой карточке 1904 года
«Дельфин» на почтовой карточке 1904 года © / Фото из архива Юрия Чернова. / Commons.wikimedia.org

В мае 1903 года на воду спустили первую отечественную подводную лодку - миноносец №150, получивший имя «Дельфин». Над ее созданием трудились три человека:  кораблестроитель Иван Бубнов, электротехник лейтенант Михаил Беклемишев и старший инженер-механик Иван Горюнов, уроженец Смоленской области, который полностью отвечал за разработку механической части. 17 января исполняется 146 лет со дня рождения смоленского ученого, вклад которого в российское кораблестроение, несмотря на проблемы, преследовавшие «Дельфина», трудно переоценить. В честь дня рождения конструктора SMOL.AIF.RU рассказывает о его главном детище - подлодке «Дельфин». 

«Дельфин» нес службу в двух флотах и двух морях, матросы звали его «примой российского подплава», позже - «дедушкой русского подводного флота», а потом подлодка, которая могла стать памятником, была продана другой стране и сдана в слом. Как ни печальная история «Дельфина», именно неудачи субмарины номер один позволили отечественным механикам провести масштабную работу над ошибками и в будущем вывести русские субмарины на вершины развития, сделать их одними из лучших в мире. 

Первые проблемы

Сложности с первой подлодкой начались практически сразу. Конструкторы решили отойти от западных образцов и построить собственный корабль, но достаточного времени для проработки всех его узлов не было. К весне 1901 года разработанный проект был представлен на рассмотрение Морского технического комитета, который в скором времени распорядился построить лодку на Балтийском заводе.

В течение зимы 1901—1902 годов были выполнены основные корпусные работы, но оказались не готовы многие механизмы, например, запоздала поставка воздухохранителей и мотора с немецкого завода «Даймлер», который в итоге подвел на заводских испытаниях. Через месяц все неполадки устранили, и двигатель развил мощность 315 лошадиных сил. Остальные механизмы смонтировали на лодке лишь к 1903 году.

Несовершеннось конструкции

Радуясь первым успехам русской подлодки, руководство страны решило наладить дальнейшее производство подлодок. Тренировочный «полигоном» для всех первых подводников стал «Дельфин». К сожалению, чрезмерная спешка быстро дала о себе знать: 16 июня 1904 года в 9.30 утра «Дельфин» должен был погрузиться у западной стенки Балтийского завода, кроме основной команды (10 матросов и  3 офицера), на борту было 24 матроса-стажера с других лодок. Но по роковому стечению обстоятельств в тот день самого опытного человека, командира подлодки, капитана 2 ранга Михаила Беклемишева отправили в командировку.

Продольный разрез лодки. Центральная часть. Фото: Commons.wikimedia.org/ Ishikawa

Во время погружения из-за несвоевременного закрытия рубочного люка и паники экипажа на поступление через него воды, подлодка затонула у западной стенки Балтийского завода, 24 человека погибли. Авария была спровоцирована особенностями конструкции. При заполнении балластных цистерн воздух из них стравливался внутрь лодки, и поэтому люк нужно было закрывать в последний момент перед уходом судна под воду.

Тихая служба

Тогда лодку подняли и восстановили, а осенью 1904 года отправили во Владивосток и зачислили в состав Сибирской флотилии. Во время русско-японской войны «Дельфин» нес позиционную и дозорную службу в Японском море. 5 мая 1905 года от взрывов паров бензина лодка затонула в порту Владивостока. После этой аварии ее снова восстановили. А затем и капитально отремонтировали в 1909 году.

Рыба без воды

9 июня 1916 года «Дельфина» перевезли в Архангельск, где зачислили в состав Северного флота. 26 апреля 1917 года во время сильного шторма подлодку выбросило на берег Кольского залива. 2 августа 1917 года в Мурманском военном порту субмарину сдали на хранение, а потом быстро исключили из состава флота. После гражданской войны судно окончательно списали со счетов.

«Дельфин» в 1903 году. Фото: Commons.wikimedia.org/ Фото из архива Юрия Чернова

Последний путь

После гражданской войны известный подводник Белецкий поднял вопрос о дальнейшей судьбе «Дельфина», «примы российского подплава», как лодку называли моряки. В рапорте командира дивизии подводных лодок Балтийского моря Зурабова на имя командующего флотом говорилось: «…крайне желательно…дедушку русского подводного флота спасти от разрушения и хранить с почётом, как хранят в Киле немцы первую лодку своего знаменитого изобретателя Бауэра». Зурабов просил указаний на перевозку корпуса «Дельфина» в Петроград.

В ответе штаба флота от февраля 1921 года говорилось: «…подлодка «Дельфин» уже продана Латвии и в введении Моркома не находится, интерес к ней, как к историческому памятнику отходит на второй план под давлением более важных… боевых интересов, экономического кризиса и расстройства транспорта…». Через несколько лет корпус «Дельфина» сдали на слом.

Несмотря на то, что история первенца русского подводного флота скорее трагична, чем прославлена победами, но в памяти моряков-подводников эта субмарина навсегда останется №1, потому что именно с нее началась история покорения Россией подводных глубин.    

«Дельфин» и «Касатка» (на заднем плане, на буксире) Фото: Commons.wikimedia.org/ Фото из архива Юрия Чернова.

Тактико-технические характеристики подводной лодки Дельфин»
Длина: м 19,5 Ширина: м 3,35 Осадка: м 2,9 Водоизмещение надводное/подводное: т 113 / 124 Мощность двигателей надводного/подводного хода: л.с. 1х300 / 1х120 Скорость надводного/подводного хода: узл. 10 / 5-6 Дальность плавания надводным/подводным ходом: миль 243 / 28 Глубина погружения: м 50. Была вооружена решетчатыми торпедными аппаратами Джевецкого. Торпеды образца 1898 г. калибра 380 мм.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. kotov
    |
    12:56
    18.01.2015
    0
    +
    -
    Большевицкая реакция на просьбу о сохранении лодки не удивляет - продали Латвии, которой до 1917 года и на карте-то не было....
Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Взрыв в Смоленске у Чертова моста. Что случилось?
  2. Как и где можно установить подлинность денежных купюр?
  3. Как отправить посылку за рубеж по упрощенному таможенному оформлению?

Нужны ли в Смоленске кабинеты врачей общей практики?