aif.ru counter
Антонина Ерофеева 113

«В регионах художники свободнее». Для кого Смоленск стал интереснее столицы

Город с историей притягательнее, чем столица с её творческим бомондом.

Яна Двоенко ведёт авторскую экскурсию по выставке «Октябрь до наших дней».
Яна Двоенко ведёт авторскую экскурсию по выставке «Октябрь до наших дней». © / Ольга Ефимкина / АиФ

Несколько месяцев назад в Смоленске открылась галерея современного искусства «Дом молодёжи», куратором которой стала Яна Двоенко. В беседе с корреспондентом «АиФ-Смоленск» она объяснила, почему для многих художников провинция как объект творческого исследования сейчас интереснее Москвы и Санкт-Петербурга, а также почему темой второй выставки в галерее стала архитектура.

Досье
Яна Двоенко родилась в 1988 г. в Душанбе (Таджикистан). Окончила филологический факультет Смоленского государственного университета (СмолГУ). Кандидат филологических наук. Училась в Высшей школе художественных практик и музейных технологий при РГГУ в Москве и в школе современного искусства «Пайдейя» в Санкт-Петербурге. Работала в СмолГУ и Высшей школе экономики. Замужем, воспитывает дочь.

Вырваться из круга

Антонина Ерофеева, «Аргументы и Факты – Смоленск»: Ещё недавно считаюсь, что среда, необходимая для успешного развития творческого человека, в России есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Многим приходилось уезжать из Смоленска, чтобы попытаться влиться в неё. Что-то изменилось?

Яна Двоенко: Социальная и культурная ситуация в России сейчас такова, что в современном искусстве акцент сместился с центра на периферию: все занялись локальными историями. Много лет назад галереи современного искусства появились в Перми и Казани, сейчас они есть даже во многих небольших городах. Стало понятно, что актуальным искусством можно заниматься не только в столице и что оно больше не принадлежит узкому кругу людей, как это было в постсоветский период и «нулевые».

Мне кажется, что интересно сейчас не там, где есть какая-то тусовка, деньги, светские рауты, а там, где есть социальный и культурный контекст, чтобы создавать нечто актуальное - то, что отражало бы современное ощущение жизни. Коллеги из Москвы жалуются, что там искусство начало вращаться в замкнутой системе, и объекты, которые внутри неё создаются, не отображают актуальный момент, а только пытаются попасть в какую-то тенденцию. Плюс к тому столица ориентирована на Запад. Поэтому я считаю, что в регионах сейчас художники гораздо свободнее.

У Смоленска есть богатый бэкграунд для творческого осмысления. Например, мы с мужем вернулись из Санкт-Петербурга - он показался нам слишком молодым. Наш город со своей более чем тысячелетней историей интереснее: её можно использовать как богатый творческий материал.

Локальные смыслы

- Какова миссия новой галереи?

- В Смоленске не было площадки, которая занималась бы актуальным искусством. С помощью «Дома молодёжи» мы хотим открыть этот город миру и вписать его в культурный контекст. Здесь есть художники, которые занимаются современным искусством, и наша миссия - рассказать о них. Нужна популяризация культуры и искусства нашего города, от авангарда начала XX века и до сегодняшнего дня. Я очень хочу, чтобы на базе галереи издавались книги, мы уже начали организовывать циклы лекций. Мне бы хотелось, чтобы галерея стала центром осмысления происходивших и происходящих в искусстве процессов, чтобы она подводила итоги, фиксировала, сохраняла, архивировала, представляла интересы художников, формировала и удовлетворяла запросы зрителей. С другой стороны, мы хотим дать Смоленску срез того, в каком направлении развивается искусство в стране и мире, делая привозные экспозиции. Кроме этого, я предложила некоторым столичным художникам приехать к нам и поработать с контекстом города, и многие откликнулись. Летом этого года мы планируем сделать экспозицию, связанную с этим исследованием.

Представьте, что мы живём в зданиях, над планировками и интерьерами которых работали художники, носим одежду, созданную по их эскизам…

- Но ведь, казалось бы, исторический Смоленск уже весь запечатлён: вот Успенский собор, вот крепостная стена, вот холмы и овраги - все эти открыточные виды нарисованы сотни раз…

- Очень важно понять, что не все художники, которые являются нашими современниками, занимаются современным искусством. Тем более те, кто воспроизводит открыточный образ. Они не работают с понятием современности. Это только тиражирование оболочки, но не попытка вскрыть локальные смыслы. У нас в Смоленске довольно много художников, но тех, кто занимается современным искусством, единицы.

Тотальное искусство

- В «Доме молодёжи» недавно открылась выставка «Октябрь до наших дней», посвящённая архитектуре авангарда. Почему вы решили заняться этой темой?

- У меня уже давно зрела идея такой выставки. Я считаю, что это очень интересная тема, потому что архитектура - это тотальное произведение искусства, особенно архитектура авангарда. 20-30-е годы XX века - период, когда искусство и жизнь на короткое время попытались слиться воедино. Творческие силы страны в одном миростроительном порыве взялись осуществлять мечты о прекрасном будущем, и некоторое время власть им это позволяла. Считалось, что успех строительства нового общества напрямую зависит от того, насколько человек будет окружён новым бытом. Представьте, что мы живём в зданиях, над планировками и интерьерами которых работали художники, носим одежду, созданную по их эскизам… Это было бы прекрасно! Мне этот недолгий период представляется и очень романтичным, и трагичным одновременно.

Мебель 30-х годов и проект этажа смоленской башни-коммуны.
Мебель 30-х годов и проект этажа смоленской башни-коммуны. Фото: АиФ/ Ольга Ефимкина

Смоленская архитектура авангарда совершенно не исследована. И время, когда её можно изучать, уходит. Дело в том, что она начала ускользать ещё в тот момент, когда создавалась. Ряд проектов так и остался на бумаге. Поработав в архиве, я поняла, что они там никому не нужны и, если не заняться сохранением, скоро будут утрачены - просто могут рассыпаться от ветхости. В другие проекты уже во время строительства вносились коррективы, которые придавали им черты сталинского неоклассицизма. Ряд домов уничтожен или сильно повреждён во время войны, другие перестроены позднее. Некоторые здания заброшены и могут быть скоро утрачены. Мне захотелось рассказать о них, поговорить об этом забытом времени и его смыслах, понять, какое значение они имеют в современном Смоленске, поднять вопрос о сохранении исторического облика зданий.

«Бумажные» здания и дом-призрак

- Какие из смоленских авангардных проектов вам больше всего нравятся?

- Из проектов, которые не сохранились в том виде, в котором задумывались, это Дом печати. Сейчас существует только его трёхэтажный корпус - торговый центр «Атмосфера». Первоначально корпусов было два - трёхэтажный и пятиэтажный, которые с наращиванием объёма схлёстывались на углу нынешних проспекта Гагарина и улицы Дзержинского. Строение должно было быть украшено трубками неоновой рекламы и смотреться очень эффектно.

Нельзя не сказать о «призраке смоленского авангарда» - башне-коммуне. По всей стране были построены восемь экспериментальных домов-коммун, где люди должны были погрузиться в новый быт. Проект архитектора Олега Вутке был экспериментальным ещё и потому, что он не горизонтальный, а вертикальный: семиэтажная башня тогда считалась небоскрёбом. Такие здания, как предполагалось, могли стать типовым решением для холмистого Смоленска, ставшего центром очень большой Западной области.

Помимо архивных материалов и фотографий на выставке можно увидеть мебель и другие предметы интерьера 30-х годов, а также узнать, как современный облик авангардных зданий воспринимают современные смоленские художники.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как проходит ремонт дорог в Смоленске?
  2. Отключение горячей воды в Смоленске 24-28 июня 2019 года. Список адресов
  3. Когда в Смоленске начинается купальный сезон?
Нужно ли перенести День города Смоленска на конец мая?