aif.ru counter
0 47

Кисти и поварёшки. Что можно узнать о женщинах, придя в смоленский музей?

О роли женщин в искусстве и культуре SMOL.AIF.RU побеседовал с заместителем директора Смоленского государственного музея-заповедника Тамарой Орловой.

Смоленские музеи увлекают посетителей от мала до велика.
Смоленские музеи увлекают посетителей от мала до велика. © / Смоленский государственный музей-заповедник

В преддверии Международного женского дня с Тамарой Орловой мы поговорили о роли женщин в искусстве и культуре, о созданных ими произведениях искусства, представленных в художественной галерее, и коснулись вопросов роли музея в современном мире.

Фото: Смоленский государственный музей-заповедник

 

Ниточки в руках

Ольга Ефимкина, «АиФ-Смоленск»: Почему женщины не так ярко, как мужчины, проявили себя в искусстве?

Тамара Орлова: Одно из достижений XX в. пришедшее к женщинам осознание того, что мы не являемся приложением к поварёшке. Женщины сегодня стали абсолютно самостоятельными, при этом, что очень важно, не превратившись в мужчин. Мы умеем держать в руках одновременно по 25 ниточек, всё успевать и к тому же при этом хорошо выглядеть (смеётся). Я считаю, что среди женщин множество талантливых людей, и они проявляют себя в самых разных направлениях. Но сфера творчества, на мой взгляд, всё равно в основном мужская.

- Может быть, это связано с тем, что творчество требует одиночества, отказа от быта, в то время как большинству женщин это не свойственно?

- Думаю, что это одна из причин. У меня в кабинете висит работа смоленской художницы Лианы Азаренко. Это человек с очень тяжёлой судьбой, в детстве попавший в концентрационный лагерь. И память об этом прошла красной нитью через всю её жизнь. У неё настолько были оголены эти ощущения, что творчество - это, наверное, единственное, в чём могла их выразить. Она говорила только о творчестве, жила им. Но ведь и семья у неё тоже была.

Досье
Тамара Орлова родилась в 1957 году в Вязьме. Окончив художественно-графический факультет СГПИ в 1980 году, начала работать экскурсоводом в Музее скульптуры С. А. Конёнкова, затем старшим научным сотрудником в фондах музея. В 1991 году возглавила выставочный зал музея, затем в 2006 году - Художественную галерею. С 2015 года заместитель директора музея-заповедника.

Тень Тенишевой

- Одна из самых главных женщин в истории Смоленщины - княгиня Мария Тенишева. Есть в её книге «Впечатления моей жизни» момент, который меня как современного читателя смущает. Решив менять жизнь людей к лучшему, будущая княгиня пожелала, чтобы у неё появились деньги на эту мечту. И тут с ней знакомится князь Тенишев. Этот эпизод так подчёркивает её несамостоятельность…

- Сейчас совсем другая эпоха, другие правила игры, нам их понять сложно. Тем не менее и сегодня ей потребовалась бы чья-то помощь. Поэтому прекрасно, что нашёлся человек, который умел зарабатывать деньги и не скупясь позволял жене тратить их на мечты и планы. В конце XIX в. как раз вошло в моду собирательство, меценатство, открытие школ. Может быть, для столицы в то время это были уже привычные дела, но для смоленской глубинки ещё редкость. Но я хочу отметить роль ещё одной женщины - подруги Тенишевой Екатерины Святополк-Четвертинской. Она всегда оставалась в тени, но есть основания полагать, что если бы не она, возможно, мы не имели этого наследия.

Но для культуры Смоленщины именно имя Тенишевой стало таким… «градообразующим». Она подарила нам свою уникальную коллекцию, оставила Флёново, превратившееся в историко-архитектурный комплекс «Теремок». Кстати, именно благодаря женщинам-сотрудницам нашего музея коллекция Тенишевой в 1941 г. была вывезена в Новосибирск. Эвакуацию организовывала тогдашний заместитель директора по науке Ефросинья Буркина и её помощницы-сотрудницы. Они же сопровождали эти вагоны. Флёново в 70-е гг. начал возрождаться благодаря другой женщине - Ларисе Журавлёвой. Вообще хочу отметить, что наш коллектив и сейчас в основном женский и более чем у трети сотрудников стаж работы в музее - от 30 лет. Они посвящают музею жизнь.

Личность Тенишевой для культуры Смоленска «Градообразующая».

Женские картины

- Какие работы женщин-художников сейчас можно увидеть в экспозиции Смоленской художественной галереи?

- У нас есть очень хорошая работа Анны Остроумовой-Лебедевой - это художник-график Сереб-ряного века. Есть работа Марии Якунчиковой, картины амазонок авангарда Любови Поповой и Натальи Гончаровой, работа Ольги Малютиной - дочери автора талашкинского Теремка Сергея Малютина. Есть работы Татьяны Яблонской. Нельзя не вспомнить смоленских художников: у нас можно увидеть автопортрет Нины Агеевой и скульптурный автопортрет Людмилы Ельчаниновой, скульптуры Александры Русецкой.

- Есть среди этих картин близкая вам?

- Я бы выделила Татьяну Яблонскую. Это очень сильный художник, со своим видением мира. У нас есть три её работы: автопортрет, который она сама подарила нашему музею, этюд к большой картине «Хлеб» и ещё одна картина - «Вечер в Толедо». Именно эта небольшая работа, отличающаяся от программных работ Яблонской, меня покорила.

Не услуги, а возможности

- О музее сейчас часто говорят как об учреждении сферы услуг. Как вы к этому относитесь?

- Словосочетание «сфера услуг» погубило образование, медицину и культуру. Я считаю, что мы в музее не оказываем услуги, мы предоставляем возможность познакомиться с тем, чем обладает музей, город, страна. Мы помогаем своими экскурсиями, лекциями, занятиями с детьми, тематическими концертами приблизиться к пониманию и искусства, и своей истории, но усилие человек всё-таки должен предпринять и сам, чтобы прийти в музей и получить ответы на свои вопросы.

- Воспринимать живопись довольно непросто, как музею стать понятнее для посетителя?

- Когда мне говорят, что музей должен быть доступен для всех абсолютно, то я не могу с этим полностью согласиться. Особенно, если говорить о художественном музее - это пища для гурманов. Как мне заинтересовать зрителя тем, что в нашей коллекции есть работы Серова, если он не знает, кто это? И я бы не хотела, чтобы музей превратился в «модное место», куда все ходят, чтобы отметиться. Идти сюда нужно осознанно. Конечно, мне очень хочется, чтобы наши музеи были любимыми прежде всего смолянами, которые с удовольствием в них приходят и гордятся тем, что мы храним и экспонируем.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему в Смоленской области не хватает площадок для сбора ТКО?
  2. Как позвонить в ЖЭУ Смоленска? Номера телефонов ОАО «Жилищник»
  3. Как определить утечку газа и как действовать в случае ее обнаружения?
Нравится ли вам электронное табло на площади Победы в Смоленске?